22 Эмоции

YouTubeGrabber 3.0 — импорт видео Youtube — YouTubeGrabber 3.0 превратит создание Вашего видеосайта в удовольствие!

Тема 12. Социальная среда как условие развития личности или психология общения.
0:29 Возможности описания и анализа процесса общения.
Часть 2. Внутренняя регуляция деятельности.
Тема 13. Психология эмоций.
0:23:00 Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.
1:03:00 Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.
1:13:00 Эмоции как психические явления.
1:41:00 Эмоции как психотелесные состояния.
2:03:00 Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во времени.

26 Комментарии
  1. Aleksandr Volodin Говорит

    Для тех, кому трудно воспринимать информацию, могу порекомендовать свои настройки звука:
    Изменение высоты тона +1,
    Режим тембр (в настройках эквалайзера),
    Скорость воспроизведения 1.25
    Можете включить тонокомпенсацию =)

  2. Artemis1408 VS Говорит

    человек или группа людей, которые создали данный канал и выложили сюда эти средства, вы просто лучшие. знайте это) спасибо!

  3. mariamilaya Говорит

    Удивительный. Каждое определение подносит в виде инсайта:) существуют ли еще на свете такие гениальные педагоги?)))

  4. Ekaterina Baranova Говорит

    0:23:00 Вступление: соотношение эмоций и воли. Спиноза и Николай Яковлевич Грот.

    Бенедикт Спиноза – учение об эмоциями («Учение об аффектах и воли»).

    1)Всякая вещь стремится Быть, пребывать в
    своем существовании (значит есть внутренняя активность) и это стремление есть
    сущность вещи. Душа, данное стремнелие быть сознает (ясно или смутно) данное
    стремление быть.

    2)Если это стремление относится только к душе  — оно называется воля. Если
    одновременно к душе и телу – это влечение. Быть, существовать значит
    действовать. Если влечение сопровождается его сознательным представлением – это
    желание (первый простой аффект, есть влечение с его осознанием)

    3)Душа может изменяться то к большему то к
    меньшему совершенству. Удовольствие (это такое пассивное состояние, где душа
    переходит к большему совершенству) и неудовольствие (это такое пассивное
    состояние, где душа переходит к меньшему совершенству) – это простые аффекты (не
    разложимые далее) Любые нашисложные аффекты, переживания так или иначе сводятся
    к 3м основным – желание, удовольствие и неудовольствие.

    Аффекты связпны с определенными
    представлениями. Эмоция – суть отношения и это всегда отношение к чему-то.
    Рассуждать – это дело разума. Если человек находится во власти аффекты – это означает
    он не отделяет их от соответствующих преставлениям.

    Мы считаем что-то добром, потому что
    испытывает при этом удовольствие. Если человек остается во власти своих
    аффектов, не управляет ими – то он их раб. Бессилие в укрощении и ограничении аффектов
    – это рабство, а их осознание на себе – свобода, или блаженство души.
    Способность души к укрощению своих аффектов состоит в их познании, их отделении
    от соответствующих представления внешней причины. Управление своими аффектами
    суть развития воли. Надо научится отделять сам предмет от своего отношения к
    нему, от его аффективной оценки.

    Отсюда Когнитивная психотерапия –
    возможность осознавать причины своих поступков и отличать представления от
    эмоционального отношения к ним.

    Не плакать, не радоваться, но понимать. Понимание своей аффективной сферы есть развитие воли.

    Николая Яковлевич Грот —
    психолог сознания, привнес учение Вундта. Всякое психическое событие, как
    цикл сменяющих друг друга фаз. Психический оборот, или цикл, включает в
    себя 4 стадии 1) объективная восприимчивость  «ощущение» 2)субъективная восприимчивость (связанный
    с переживанием – чувство, кот сегодня можно заменить словом «эмоция») 3)субъективная
    деятельность (готовность к будущему объективному действию «стремление»)
    4)Объективная деятельность (деятельность направленное во вне «движение»)

    1я стадия в необихевиоризме получила бы
    название «стимул», последняя стадия – «реакция», в промежутке Толмен поместил
    бы внутренние регуляторы поведения – эмоции и воля. Эмоции должны готовить к
    действию.

    Келли — психолог
    личности и когнитивный психолог, создатель тестов персональных конструктов –
    внутренняя категория кот позволяет воспринимать и оценивать других людей. Этих
    критерий может быть несколько, то тогда такой субъект будет называться когнитивно-сложный,
    мир для него разнообразен, однако трудность в принятии решении, в управлении
    своим поведением. Если у субъекта только одна категория – низкая когнитивная
    сложность – эта категория есть у каждого —  критерий эмоциональной оценки. Оценка
    по одному критерию – удовольствие-неудосольствие. Нравится-не нравится. Хочу-не
    хочу. Такой человек чувствует что разные критерии как бы слипаются сливаются в
    один, но они разные. Такому человеку сложно отличить самого человека от своего
    отношения к нему. Он говорит хороший человек или нет, а на самом деле нравится
    или не нравится.

    Пример. Его методику использовали в России в 70х годов в семейной консультации, женьщина жаловалась на мужа — следовательно терапия выражается в том чтобы разделись 2 критерия которые сцепились. Терапевт помогает осознать критерий эмоциональной оценка. Спиноза: отделить представление от аффекта. Келли: Разъединить эмоциональную оценку от того что соединилось с ней. Выходит от терапевта: значит нравится-не нравится это одно, а вежливость-грубость это другое.

    Гештальт терапевт Фриц Перлз. Эмоция
    необходима для такого принятия (приспособления к ситуации), чтобы в ней можно
    было действовать.

  5. Ekaterina Baranova Говорит

    2:06:00 Эмоция как процесс. Условия возникновения эмоций и их протекания во
    времени.

    В какой последовательности расположены предшествующие события. Что
    предшествует эмоции.

    Теория Джемс-Ланге (Датский физиолог)

    Джемс считал принципиальным  — эмоция
    должна быть выражена телесно, имея ввиду базовые эмоции, жизненно важные.
    Которые могут включать в себя 3 компонента – интеллектуальный, эмоциональный,
    волевой (моторный). Эмоция есть психо-телесное и если телесные проявления
    снять, то исчезнет сама эмоция, те она либо превратится в феномен воли (я сдержал
    телесные проявления – но это уже не чистая эмоция), а если я читаю книгу,
    рассуждаю, но не чувствую, нет телесного переживания, то эмоция превратится в интеллектуальный
    феномен, познавательный.

    Далее Джемс предпринимает рискованный шаг, вызвавший критику. Он начинает с
    пародокса «Мы боимся потому что бежим от опасности, мы печалимся потому что
    льем слезы». Далее пытается наметить некую последовательность возникновения
    эмоции: наблюдение объекта (внешнее событие или воспоминание о нем), периферические
    телесные изменения, их осознание, и наконец, эмоция.

    Критика теории 2 направления:

    1)           Связано с физиологии эмоции – они поняли Джемса совершенно буквально, назвали эту теорию периферической и возразили – эмоции возникают не на периферии, есть
    ответственные отделы мозга – лобно лимбическая кора, отделы гипоталамуса, гипокампа
    – эмоциональный мозг – центральная часть. Они правы, но Джеймс не имел ввиду
    мозговую активность, так эту мозговую активность нельзя пережить психически.
    Она есть но она не отражена в психике.

    2)           Психологическая критика – Эдуард Клапаред (швейцарский психолог) различает чувства и эмоции. Чувства – есть первичная оценка объекта или ситуации, как раз
    выполняет приспособительную, адаптивную функцию, которая всегда полезна. Что бы
    мы не воспринимали, у этого воспринятого всегда есть чувственный эквивалент, а эмоция
    – прежде всего вторичны, они могут быть неадаптивны, т.е. вредны. (Пример: мы идем
    по темному лесу и чувствуем опасность ситуации – оценка чувственная есть, мы
    спокойно идем, а не бежим, а значим не испытываем эмоции страха.) Он уточнил
    теорию Джемса-Ланги – он введенное им Чувственную оценку как бы вставил в уже
    названную последовательность: наблюдение внешнего события; его чувственная
    оценка; периферические изменения; их осознание и эмоция.

    Новое рождение получила теория в 60е годы после экспериментов Шехтера
    «Опыты с нарушением обратной связи».

    Испытуемым сообщали что они будут принимать участие в определение эффекта
    новых лекарств, якобы они должны влиять на эмоциональное состояние. А на самом
    деле давали легкий препарат, которые на короткое время 30мин изменял
    функционирование организма, делая его более активным – учащалось дыхание, сердцебиение
    (те периферические изменения были),  в
    одном из вариантов вообще ничего не давали. Делили на две группы и давали листы
    бумаги для записи изменений своих эмоциональных состояний. В каждой группе был
    человек (ассистент) который задавал «образец» эмоций – в опред момент начинал
    рвать мять листы, а в другой группе – делал голубей изображая эйфорию. –
    результат – 2/3 испытуемых использовали соответствующий образец – они переживали
    ту же эмоцию, которую демонстрировал помощник экспериментатора. Отсюда мы
    понимаем теорию Джемса с новой стороны – мы говорим периферические изменения
    одинаковы, но их осознания разны, поэтому так же различны становятся эмоции

    Теория Джемса-Ланги не только исследовательская теория но и терапевтический
    прием, причем достаточно эффективный. Цитата Ланги: «Посмотрите на себя в
    зеркало и вы видите на своем лице и например вы видите мимические изображения
    печали, постепенно снимите признаки печали со своего лица и исчезнет печаль»
    Научитесь управлять периферическими телесными выражениями эмоций и вы овладеете
    своей аффективной сферой.

  6. Ekaterina Baranova Говорит

    1:43:00 Эмоции как психотелесные состояния.

    Эмоция это не только всихическое явление. По Вундту, сознание, эмоция
    выступала как психическое, но не так ка для Джемса и большинства сегодня. Эмоция
    -это единая психотелесная реакция. У джемся эмоция будет не полной без своего
    телесного выражения и телесного переживания. Это аспекты где объединяются т зр
    психологов и физиологов, где изучается телесному выражению эмоций. Группы
    внешних выражений : 1) поведенческие выражения (Дарвин, эволюционная теория
    эмоций – приспособительные движения, изменение мимики), выражение эмоций в
    речи, кот невербальное – в речи проявляются не  знаковые смыслы, а состояния, паузы, интонация

    2) физиологические и вегетативные показатели (изменение типового
    фунционирования организма – дыхание, сердцебиение),индикация эмоций, может ли
    выражение эмоций стать указующей на само существование эмоции,
    кожно-гальваническая реакция КГР (мурашки по коже) – ее надо сопоставлять с
    другой активностью и гарантии  что это
    именно эмоция может не быть, где есть гарантия в опытах Тихомирова и
    Виноградова в концу 60х годов «эмоциональное решения задачи», как пример
    использования индикатора эмоции: Испытуемый решал не сложные шахматные задачи,
    у них фиксировалась 1) речевая активность – их просили проговаривать все что
    касалось решения, 2) движения глаз 3) элестросопротивление кожи, где возможна КГР.
    Сопоставив эти 3 активности и наблюдаем в речи характерные междометия ага
    вот-вот нашел сейчас – нечто предшествующее инсайту, в движении глаз мы
    наблюдаем резкое сужение зоны ориентировки – то он обследовал все поля доски а сейчас
    одну или несколько определенных фигур – признак евристики, и в 3
    сопротивлении кожи мы наблюдаем КГР. Теперь сопоставив КГР с сужением зоны
    ориентировки и характерными междометиями мы можем утверждать что имеет место
    феномен эмоционального предвосхищения решения задачи. Истинное решение еще не
    наступило, а эмоциональное уже есть. Эмоциональное уже есть, а будет ли
    истинное еще не известно. Эмоциональное решение не гарантирует подлинное но
    всегда предшествует подлинному.

    Эвристика – пришло из информатики (алгоритм-это полный перебор вариантов
    решения с гарантией успешного результата) эвристика-это правило эффективного
    сокращения поиска вариантов решения не гарантирующее успешный результат.
    В данном случае эмоция выполнила функцию эмоции

    3)Биохимические изменения – резкий выброс адреналина в кровь. Ган Селье,
    автор понятия стресс – напряженность, это часть общего адаптационного синдрома,
    это форма адаптации к ситуациям опасным для жизни. Если стрессор действует
    постоянно, то появляется тревога, затем стадия привыкания, устойчивости к нему
    и стадия истощения (собственно стресс). Если ситуация неизбежно опасная – то стресс
    наступает сразу же и выражается не только в изменении функций организма, но и в
    изменении структуры внутренних органов, защита организма. Сегодня понятие
    стресс стало более многозначным. Стресс по Селье первоначально– понятие связанное
    с организмом, биохимическими изменениями в нем, затем стресс стали различать на
    физиологический и психологический стресс (эмоциональная аффективная
    напряженность), который тоже стали различать на собственно эмоциональность (излишняя
    эмоциональная напряженность) и операциональный (это тот уровень напряженности
    кот необходим для поддержания выполняемой деятельности. Это статус эмоционального
    тонуса, необходимый для поддержания определенной деятельности.) Этот
    операциональный стресс может быть индивидуален.

  7. Rimma Kokorina Говорит

    Самый лучший !!!

  8. Pavel Morozov Говорит

    У меня есть вопрос по теме. На 1:45:05 говорится о внешнем проявлении эмоций. Есть где нибудь этот материал развернуто?

  9. Алексей Шабардин Говорит

    Вирус задолбал уже!

  10. sivaagressiva Говорит

    Очень интересно

  11. Ekaterina Baranova Говорит

    1:03:00 Определение эмоций и основные аспекты их изучения. Функции эмоций.

    Рубинштейн= потребность.
    Эмоция есть псих-е отражение актуального состояния потребности и Леонтьев
    = деятельность. Деят-ть мы выделяем по мотиву, действия подчинены целям. Смысл
    действия – есть осознание отношения мотива к цели. Мотивы выполняют свои
    функции (образуют смыслы) даже тогда, когда они не осознаются. Проявляют себя смыслы
    в сознании, психике в виде эмоции.  Эмоция
    есть психически представленность смысл, образованная мотивом. Смыслов может
    быть 3- природный (здесь значимость объектов выступает как их польза
    либо вред), социальный, разумно-сознатеотный (различие как добро-зло,
    хорошо-плохо), личностный (различие истина-ложь). Смыслов 3 уровня, а эмоция
    может быть одна. Эмоциональное переживание всегда поверхностно, оно нуждается в
    анализе. Ради чего я испытал ту или иную эмоция. Задавая эти вопросы я рано или
    поздно прийду к смыслу и мотиву, который его образовал. Эмоция — это ключ к
    познанию мотивов.

    Возможные аспекты к изучению эмоций: 1)как явления, 2)как состояния, 3)как
    процесс.

    1:15:00 Эмоции как психические явления.

    Вундт

    Любое психическое имеет 2 аспекта- субъестиный и объективный это 2 рода
    псих-х элементов. Объективные  — это
    ощущения, субъективные – чувства. Чувства (эмоции) -это простые субъективные
    элементы сознания (простые-не разложимые далее). У ощущений и чувств есть
    сходства и различия Сходства: они обладают качеством и интенсивностью. Различия:
    Ощущения – частные элементы сознания – представление это сумма ощущений. Ощущения
    могут относится к разным представлениям. Чувства относятся к одному объекту, или
    выполняют функцию синтеза, обобщения, чувство объединяет сумму ощущение. (Пример
    из угадай мелодию – нота как ощущение. 3 элемента – это объем внимания по Вундту.
    Пытаются по начальным ощущениям воссоздать целое – это и есть по Вундту
    основная функция чувств)

    Любое чувство – это всегда отношение к чему-то. Если брать псих-е явление –
    оно всегда будет состоять из двух аспектов – аспект объективный (предметность
    эмоции) испытывать чувство без предмета это значит пока не найти этот
    предмет – он всегда есть но не всегда бывает осознан. Аспект субъективный – переживание, или отношение к предметы

    У Вундта выделяется 3 параметра чувств: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение,
    напряжение-разрядка. Из простых чувств слагаются сложные. Сложные чувства – это
    сумма простых. Это пространственное соединение, или требующее своего протекания
    во времени. Это аффективный, или волевой акт. Продолжение в волевой теме

    Жан Поль Сартр

    Как франзузский философ, представитель экзистенциализма (существование), предлагает
    феноменологический подход (метод гештальт психологии, единство объекта с субъектом).
    Эмоция  — это субъективная сознание (представления)
    мира. Это единство взволнованного субъекта и волнующего объекта. Представлений
    мира может быть как минимум 2. Это 2 мира в которых может существовать человек –
    рациональный – мир логических рассуждений, и магический, иррациональный -мир где
    нет разницы между объективным и субъективным, ч-к безразличен к логике; функция
    погружения – объяснение уникальности события, понимание человеком уникальности произошедшего
    с ним. (Пример от туземце, который объяснял магические причины почему палка упала
    именно на его ногу).

    Эмоция -это превращение мира, есть переход из мира рационального в
    магический. Есть ложные эмоции (можно иммитировать), но настоящая эмоция должна
    быть пережита непосредственно. Предположим за темным окном наблюдаем некое лицо
    и мы эмоцию страха. А зачем мы испытали эмоцию страха, разве мы распознали
    объект, даже если он опасен но он далеко, но эмоция не приемлет рациональных рассуждений,
    эмоция оценивает ситуацию непосредственно. Сартр повторяет Спиноза – обычно мы
    считаем что это человек вызвал наше негодование и мы испытали эмоцию гнева, а
    на самом деле если вернутся в мир логики, то чел-к вызвал негодования лишь
    потому что гневался я. Т.е. мой гнев окрасил ситуацию, оценил по своему. Здесь
    он будет говорить об овладение аффектов, овладение им.

    Эмоция, жизненная необходимость за ней стоящая: ритуал гадания – женщины собирают
    растения и готовят яд. В день гадания шаман обращается к оракулу да или нет, капает
    яд в клюв цыпленку. Если цыпленок умирает значит да, если нет-то нет. Европеец
    говорит а если просто так капнуть яд в клюв – он же тоже умрет, а если оракул
    будет постоянно отвечать нет. Шаман – наверное в результате цыпленок лопнет . Это
    был пример представления мира во власти аффектов.

  12. Валерия Л Говорит

    Как на практике можно применить той пример про интелигенцию?

  13. Andrey Andruh Говорит

    22:45
    Психология личности
    Внутренняя регуляция деятельности: Психология эмоций

  14. Ruslan A Говорит

    Полезное видео!

  15. Ivan boyko Говорит

    смотреть лучше в скорости х2

    1. dolbitthebest 978 Говорит

      @DTP только заметил 😂, ну тут я с т9 согласен на 100%

    2. DTP Говорит

      @dolbitthebest 978 сказочное 👍

    3. dolbitthebest 978 Говорит

      При обычной скорости можно обдумать каждое предложение сказочное ранее.

    4. Postulo Optumis Говорит

      Конспектировать сложно

  16. Tetiana Malezhyk Говорит

    мой герой <3

    1. elira matira Говорит

      @Леонардо Таротелли ага, она невероятно красивая))

    2. Леонардо Таротелли Говорит

      мой член вот кто твой герой

  17. Artemis1408 VS Говорит

    спасибо огромное

  18. Олег Добрий Говорит

    эрэсь

  19. Коротко с углублением Говорит

    Дискутирую мысленно с ним в каждом видео. Со многим готов спорить на разрыв аорты! Учусь у этого человека не только материалу лекций. Его невозмутимое продолжение изложения материала, не смотря на мои столь бурные с ним дискуссии заставляет вновь и вновь открывать и исправлять в себе деструктивеые алгоритмы мышления и поведения. Благодарю Вас, уважаемый господин Петухов!;)

  20. Екатерина Своя Говорит

    было познавательно , спасибо!

Оставьте ответ